Русский Путешественник эпохи Просвещения.
С.А. Козлов 2003 год.

«Лучшее средство объективизировать
 впечатления и переживания – ведение дневника.
Дневник – лазейка, через которую
мятущийся субъект  обретает состояние
равновесие духа и тела. Однако, необходимо,
чтобы дневник попал в какую-то
воспринимающую почву, способную
принять его или отвергнуть – жестоко и беспощадно».
А.Г. Маньков «Дневники 30-х годов»  

От замысла до завершения работы над этой книгой прошло три года. Благодарим всех, кто не был безучастен к нашим изысканиям и особенно Джорджа Сороса, оказавшего финансовую поддержку, которая позволила осуществить все наши планы. Так же признательны зарубежным коллегам за поддержку научного проекта.

В книге впервые всесторонне рассмотрены путешествия россиян в XVII в; академические экспедиции, поездки с целью получения образования в европейских университетах, плавания русских офицеров волонтерами на британских кораблях к берегам Америки и в Индию, "Grand Tour" и др. Привлечение восьми неопубликованных путевых дневников позволило детально реконструировать повседневную жизнь путешественников и лучше понять психологию русского человека XVIII века.

Эпоха Просвещения завершила становления «европейского чуда», рождение новой Европы. «Я с удовольствием вижу, что в Европе образуется громадная республика просвещённых умов», - отмечал Вольтер. Никогда прежде европейские государства не были столь связаны культурно. Неслучайно ХVIII в. Называют ещё веком космополизма. Как верно подметил В.М. Раков, Просвещение в своей сути космополично: «естественный» человек не знает языковых или этнических обозначений.

«Просвещенным» в эпоху Просвещения являлся человек, стремившийся к переустройству жизни на разумных началах (законы, «общественный договор»), к избавлению общества благодаря научным знаниям от предрассудков и в итоге – к просвещению всего народа. Безусловно, просветительская идея преобразования мира и человека складывалась на основе веры в изначальную добрую природу человека, его разумность и достижимость для всех людей общего блага. Разумность была основой человека XVIII в. А его примечательным свойством – сентиментальность, чувствительность. Вместе это создавало образ личности эпохи Просвещения.

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия,  в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. …Sapare aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения, - писал И. Кант. – Для просвещения требуется только свобода, и притом самая безобидная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться своим разумом».

Русских путешественников эпохи Просвещения, вне зависимости от целей, которые они ставили перед собой в ходе вояжей, широты из кругозора, способностей к восприятию окружающего мира, объединяла жажда познания, получения и осмысления новой информации, непредсказуемость, постоянный поиск приключений и готовность пойти на любой риск для удовлетворения «собственного любопытства».

Много общего было в судьбах русских путешественников. Вся жизнь большинства участников академических  экспедиций XVIII в. прошла в дороге в обработке полученных результатов издании путевых дневников и ожидании новых научных поездок. Однако академикам- путешественникам не удавалось избежать только одного – многочисленных долгов и нищеты.

Большинство русских, побывавших в образовательном турне и обучавшихся в ведущих европейских университетах, по возращению посвятили себя делу просвещения, распространению знаний, служению обществу. «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в обществе, - отмечал М.В. Ломоносов, - и против отца своего родного восстать за грех не ставлю»...

В издательстве "Историческая иллюстрация" готовится книга:
Козлов С.А. Русский путешественник эпохи Просвещения - Том 2.

Второй том книги включает монографическое исследование о русских путешественниках XVIII в., их вояжах в Северную и Южную Америку, страны Востока, а также публикацию текстов путевых записок и дневников Ю.Ф.Лисянского, Р.М.Цебрикова, П.А.Болотова, С.И.Плещеева и др.    



Главная | Социальная инициатива | Деятельность Фонда | Архитектура Львова | История | Клуб Мастеров | Память | Дорога в никуда | Грунтостроение | Реквизиты | Карта сайта | Фотогалерея | Наши друзья в сети

По вопросам участия в проекте просим обращаться:masterclub@bk.ru
Телефон: (495) 784-73-99, 8-916-114-69-83
Факс: (495) 784-73-99

Rambler's Top100